01:01 

Семантика трассы

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Писала тут текст и набрела на статью "Семантика трассы". Статья коротенькая и особых открытий там нет, но прочитать мне было приятно.

Путешествовать автостопом, то есть задаром, далеко, на попутках стало уже традицией среди российской молодежи, традицией романтической, обросшей ритуалами и приметами




Автостоп стал массовым молодежным увлечением сравнительно недавно; такого слова даже нет в наиболее полном академическом словаре русского языка. Он начинался как непременная составная часть образа жизни неформальных групп восьмидесятых – начала девяностых годов. В то время автостоп воспринимался именно как отличительный знак “системы” – сообщества “хиппующей, богемствующей, просто неприкаянной публики, которая собирается на свои тусовки”.
В последние десять лет число сторонников такого способа бесплатного передвижения по стране выросло. Сами автостопщики говорят о трех типах путешествий по “трассе”.
Первый по-прежнему связан с “системой”: молодые люди автостопом добираются до мест “тусовок” – неформальных музыкальных рок-фестивалей, собраний на ролевые игры и так далее. Отправившиеся по трассе могут достичь первоначальной цели, но могут от нее и отклониться – тут очень ценят импровизацию в поведении и ощущение полной внутренней свободы, с ней связанное. Об этом говорит и “системный” фольклор, например, анекдоты. Хиппи-автостопщик никогда не знает, что с ним произойдет в следующую минуту. “Хиппи пошел выносить мусор. Через месяц возвращается в тех же тапочках, но без ведра”.
Или вот – о хиппи, отправившихся в путешествие: «Лежат хиппи. Чей-то голос: “Может, супчик сварим?” – “Ага”, – отзывается кто-то. И лежат дальше. Проходит часов пять. “Может, супчик сварим?” – говорит еще кто-то. – “Ага”, – говорят все и засыпают. Утром просыпаются. Кто-то: “А давайте стопом в Питер!” – “Ага!” – говорят все. Собирают рюкзаки и уходят».
Второй тип – автостопщики-прагматики, для которых главное – добраться из одного пункта в другой за определенное время и бесплатно. Таких людей много, особенно среди студентов: из города, где учатся, едут к родителям, к друзьям и по прочим надобностям. У прагматиков такие поездки, как правило, не соотносятся ни с определенным типом культуры, ни с определенными культурными ассоциациями.
Третий тип – молодые люди, которые во время каникул или в отпуск отправляются в далекое путешествие; такие путешествия называют “вольными”. К ним готовятся: снаряжение автостопщика не должно быть громоздким, но должно содержать все необходимое для дальнего пути. “Вольные” путешественники называют себя по-разному: “странники”, “романтики”, “бродяги”. Один из наших собеседников говорил: “Это люди, которые проезжают из точки А в точку Б так, как им хочется. Они могут проехать быстро, но не ставят себе это целью, они могут остановиться в итересующем их месте. При этом они примерно знают, когда могут достигнуть какой-то точки”.
Все странники говорят о том, что дорога связана для них с особым мироощущением. Оно формируется под влиянием культурных традиций. Особо выделяется рок-музыкальная традиция восьмидесятых – девяностых годов прошлого века, в которой мотив дороги приобретает важное идеологическое содержание: она единственная возможность уйти от суеты и одиночества в толпе, от лицемерия городского мира в естественный, первозданный мир природы. Роль странствующего хиппи в молодежном фольклоре может вызывать иронию, но может и поэтизироваться. Как заявила студентка Ульяновского университета, «настоящий хиппи находится в состоянии вечного поиска, путешествия; он идет по дороге, срывая цветы. Перемещение – это свобода...”
Мифологизация трассы – общее место в рассказах практически всех автостопщиков: трасса мистически связана с человеком, ее надо уметь чувствовать. Прежде чем выйти на трассу, необходимо прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу. В плохом настроении выход на трассу бесполезен и даже опасен. «Дорога либо “тянет” человека, либо его “тормозит”». К одним людям она благосклонна, других “не терпит”, “не держит”: “Они вот сколько ни пробовали уезжать, то бьют их на дороге, то трассу, которую все проходят за два часа, они за три дня проходят...”
Трасса воспринимается как одухотворенное пространство (“Магия трассы – она определенно существует, может, это душа трассы”). На странника воздействуют некие таинственные силы. Потому, например, на трассе не стоит торопиться: если дорога задерживает странника – значит, в этом есть некий смысл, который откроется позже. Один из наших собеседников заметил: “Трасса иногда ведет себя интересно”. Однажды неудачи преследовали одна за другой. Но в конце путешествия он помог проехать по трассе другим автостопщикам, остановив вместительный уазик: “Я для себя сделал вывод, что трасса задержала меня в общей сложности на три часа именно для того, чтобы я сократил время путешествия для восьми человек”.
Автостопщики уверены, что на трассе действует закон равновесия: “Если в начале поездки тебе очень везет, то это означает, что удачу, которая тебе выделена на всю дорогу, ты вначале всю спускаешь... Или, наоборот, когда ты корчишься первую часть дороги – обратно всегда уедешь”. Считается легкомыслием радоваться везению на трассе: еще может резко измениться погода (“Под Омском дождь смыл нашу удачу”) или сама трасса начнет сопротивляться (невозможно остановить машину, невозможно найти долгожданный ночлег).
Один из наших собеседников рассказал, что под воздействием мистического ощущения трассы у него сложился определенный ритуал: “Когда я выхожу на трассу, минут 5–10 я просто стою, не поднимая руки, и при этом мысленно общаюсь со своим, видимо, воображаемым богом дороги, богом путешествия. К этому можно, конечно, относиться по-разному, но когда представляешь себе дорогу, причем не как кусок асфальта, а поднимаешься чуть выше и понимаешь, что дороги опутывают почти все обжитое пространство, они мощная такая система, каждый небольшой кусочек этой системы обладает аурой, которую в нее привнесли, и понимаешь, что какие-то законы непостижимые там действуют, и на всякий случай надо пообщаться с ней”.



(с)

@темы: Знание, традиции, обычаи

Комментарии
2010-09-18 в 01:17 

It's a kind of magic
Спасибо, очень интересно.

2010-09-18 в 01:19 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
На здоровье:) мне оно напомнило о тех трассах, которых уже по большому счету нет. Я их слегка застала... Рада, что напомнило и вам.

2010-09-18 в 01:33 

It's a kind of magic
Дейдре Не совсем. ) Мне не напомнило, потому что я ни разу автостопом не ездила.
Мне просто интересен этот пласт культуры.
Кроме того, интересно сравнить, что говорят о дороге те люди, которые взаимодействуют с ней иначе, чем я. Поискать общие черты и отличия.

2010-09-18 в 02:00 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Fionna Argentis Понятно:) И как сходства и различия? Где точка невозврата по-вашему?

2010-09-18 в 13:47 

Она всех вечно удивляла, такая уж она была...
Оличная статья.
Спасибо, было интересно почитать.

2010-09-18 в 15:49 

It's a kind of magic
Дейдре Я сделала вывод, что все, кто так или иначе имеют дело с дорогой, используют те же внутренние подходы, ощущения и механизмы, вне зависимости от способа передвижения. Отличия кое-где есть. Например, когда действие становится частью культуры, оно обрастает традициями и приметами, выходящими за рамки индивида. То есть у меня, например, есть личные традиции, связанные с дорогой, но они не пересекаются с другими. Они по большому счёту дурацкие, но для меня вполне серьёзные, и это часть игры. Я имею в виду игру не как развлечение, а как договор, подразумевающий некие правила.
Многие обычаи и взгляды из этой статьи мне близки, но они касаются не дороги, а вообще любых проектов, действий и идей. Например, отсутствие случайностей: если что-то происходит именно так - это явно неспроста, просто не всегда заметны причины.
Я не вывожу для себя дорогу в культ или нечто возвышенное. Но когда я в дороге - это совершенно другое состояние. Это ощущение, как мир течёт через тебя. Если не поймать этот настрой - вполне возможно, будет твориться чёрт-те что, то есть напряжение только вредит. И нужно открываться, по-любому открываться. Повседневная жизнь не учит этому, но в дороге без этого никак. Чёткое ощущение, что не ты сам по себе, а партнёр, друг, напарник, вместе с этим миром и дорогой выполняющий какое-то дело.
А стопом я не езжу, потому что это физически довольно тяжело и сложно рассчитать время, и опасно - с моей точки зрения. Но в отношении к дороге разница минимальна.
Вот по поводу точки невозврата - не знаю, что сказать. Просто не очень поняла, каким образом она относится к теме. )

2010-09-18 в 16:03 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Fionna Argentis все, кто так или иначе имеют дело с дорогой, используют те же внутренние подходы, ощущения и механизмы, вне зависимости от способа передвижения
Не совсем. В статье упомянуто 3 типа автостопщиков и восприятие у них разное. Традиции тоже. Какая-то романтика трассы будет у всех. но у одних это романтика халявы, у других - мира, любви и музыки и т.д. Или эти различия вы уже не рассматриваете.
Под точкой невозврата - да, я неточно выразилась, я понимаю тот факт, что трасса изменяет человека - вышедший в путь человек возвращается обратно совершенно другим.
Впрочем, это уже метафизика.

2010-09-18 в 16:42 

It's a kind of magic
Дейдре В статье упомянуто 3 типа автостопщиков и восприятие у них разное. Пожалуй, да, эти различия я не рассматриваю. Потому что если ощущения дороги нет - то и говорить не о чем, а если есть - оно имеет общие черты. Та же импровизация, к примеру. Когда едешь по расписанию каким-то транспортом - можно обойтись без импровизации, но случаются моменты, когда нужно спонтанно что-то менять. Например, я еду на фестиваль, но обратного билета не беру, потому что не знаю, когда я захочу оттуда уехать. И чем. И вот сидишь, вдруг на тебя валится ощущение: всё, надо валить; снимаешься и уходишь. Особенно круто, когда ощущение у попутчиков синхронизировано.
А бывает, что надеешься на одно, а это обламывается, и нужно придумывать обходные пути, комбинировать, взаимодействовать с людьми. Иногда пускаешься в дорогу с минимумом денег, и тогда в силу вступает совсем другая логика. ) Но при любых раскладах либо есть ощущение потока, либо нет.

Про то, как возвращаешься совсем другим. Я раньше думала, что это всегда и у всех так. Что любое путешествие меняет человека. Но раз говорила с одной женщиной - далеко не из цивилов, и она удивилась моей убеждённости, и сказала, что так не у всех. Я пока не разобралась, от чего это зависит. Возможно, если на насиженном месте человек не может свободно проявлять себя, то он может это делать только в дороге, а если может (большая редкость, кстати) - то у него изменения не с дорогой связаны. Но это гипотеза.

С другой стороны, если человек жил какое-то время без ощущения открытости потоку, и дорога в нём это открыла - он, конечно, изменится, и это будет качественно новый скачок осознания, который невозможно не заметить, и я б сказала - невозможно забыть. Однако, в воле человека - либо продолжить изменения, либо вернуться в предыдущее состояние.

2010-09-18 в 17:02 

Серая чайка Чарли
Спасибо за статью.

Лично я перед началом своего единственного автостопа подарила подарок дороге, да и в самом пути старалась резонировать. Вообще, даже если я еду поездами, электричками и маршрутками, я стараюсь хотя бы часть пути идти пешком. Во время автостопа я шла, шла очень много, тогда, когда не могла взять машину сразу. Более того, я поставила себе цель - дойти, даже если придется идти пешком. Когда я понимала, что идти уже не могу физически, обычно останавливались, причем очень быстро, сами, я даже не тормозила.
Дорога ведет диалог, но обычно на дороге, трассе очень хорошо вылазит наша собственная тень и трикстерство - сделать себе плохо, наколдовать неудачу - у некоторых автостопщиков такое есть, по слухам и общению. И многие ритуалы идут на избегание такой проблемы - да тот же дар Дороге, или "помоги кому-то еще" зачастую направлено не на умилостивление и так нейтральных духов Дороги, а своих собственных страхов избегание.

2010-09-18 в 21:50 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Fionna Argentis Но раз говорила с одной женщиной - далеко не из цивилов, и она удивилась моей убеждённости, и сказала, что так не у всех. Интересно, я не видела людеей, которых дорога нее изменила бы. При наличии ощущения дороги. А могло быть такое, что человек просто не задумывался о том, что с ним произошло? Это все-таки надо иметь некую привычку к самоанализу.

Возможно, если на насиженном месте человек не может свободно проявлять себя, то он может это делать только в дороге, а если может (большая редкость, кстати) - то у него изменения не с дорогой связаны.
Дорога меняет в другую сторону и на другом плане существования. если можно так выразиться. Могу попытаться сформулировать - я несколько лет не ходила по трассам, потом вернулась. Все это время изменения в моей душе происходили, в т.ч. и довольно глубокие. Могу попытаться вывести закономерность, если интересно.

С другой стороны, если человек жил какое-то время без ощущения открытости потоку, и дорога в нём это открыла - он, конечно, изменится, и это будет качественно новый скачок осознания, который невозможно не заметить, и я б сказала - невозможно забыть.
Невозможно. Но тут учитываем, чтто КАЖДАЯ дорога меняет путешественника почти до неузнаваемости. КАЖДАЯ трасса и КАЖДОЕ путешествие. В этом соль процесса, на мой взгляд.

...Май... Дорога ведет диалог, но обычно на дороге, трассе очень хорошо вылазит наша собственная тень и трикстерство - сделать себе плохо, наколдовать неудачу - у некоторых автостопщиков такое есть, по слухам и общению.
В общем да. И отсюда то самое, хрестоматийное: бояться будешь дома:)

2010-09-18 в 22:36 

It's a kind of magic
Дейдре Могу попытаться вывести закономерность, если интересно.
Да, очень интересно.

2010-10-01 в 17:45 

Звезда-над-Дорогой
Счастья вам в пути, и ветров-попутчиков!
Хотелось бы прочитать про закономерности подобного рода, Дейдре!

URL
2010-10-04 в 22:39 

Дейдре
А еще у меня душа и ресницы красивые (с)
Я помню и обязательно напишу. Прошу прощения, сейчас переезжаю и мне совершенно некогда формулировать философские умостороения. Надеюсь, участники сообщества меня извинят.

2010-10-04 в 22:51 

Серая чайка Чарли
Ждем, это интересная тема

     

Костер на перекрестке Путей

главная